- ЛОТЕРЕЯ
- (англ. lottery, фр. loterie, от ит. lotteria) – форма добровольного привлечения денежных средств населения посредством продажи лотерейных билетов, организации платных конкурсов, прогнозов, пари и других розыгрышей призов, при которых за участие в них взимается плата и фиксированная часть собранных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей (иного имущества), выплачиваемых (выдаваемых) владельцам выигравших билетов. Выпадение выигрыша на лотерейные билеты случайное событие и не может быть никем специально подстроено. Различают мгновенную и тиражную лотереи. Мгновенная (бестиражная) Л. – лотерея, в к-рой владелец лотерейного билета может непосредственно после его приобретения определить, выиграл билет или нет. Синоним такой Л. – лотерея-аллегри [ит. allegri – «(будьте) веселы» – надпись, делавшаяся на пустом билете лотереи]. Тиражная Л. – Л., в к-рой владелец лотерейного билета может определить, выиграл билет или нет, только после проведения тиражей выигрышей. Тиражные Л. бывают системными (электронными), числовыми, спортивными, простыми, классными. Системная (электронная) Л. проводится с использованием специализированных компьютеров, при помощи к-рых участник лотереи приобретает лотерейный билет. При числовой Л. на лотерейном билете печатают определ. количество чисел, из к-рых желающий принять в ней участие должен зачеркнуть свой набор требуемого количества чисел. Выигрыш зависит от выручки от реализации билетов, объема средств, направл. на выплату выигрышей, и количества выигравших билетов. В спортивной Л. ее участники выявляют виды спорта или предполагаемых победителей соревнований в предлагаемом им списке. В простой Л. каждый билет имеет свой номер, на к-рый может выпасть выигрыш, при этом количество и величина выигрышей устанавливается заранее. В классной Л. лотерейные билеты подразделяются на классы, в каждом из них проводится отд. тираж. За дополнит. плату владелец билета может принять участие в тираже др. класса. Рекламная Л. – лотерея, стимулирующая продажу товаров или услуг. Участие в такой Л., как правило, связано с приобретением к.-л. товара или услуги. Выполнение участником Л. условий, предписанных ее правилами, либо наличие игровой информации на товаре (в т.ч. газете, журнале, сопроводительной документации, спец. вкладышах, квитанции за услугу и т.п.) является основанием для возникновения между организатором Л. и участником Л. (приобретшим или получившим к.-л. иным способом такой товар или услугу) отношений по поводу участия в розыгрыше (тираже) объявленных призов. До 1917 Л. в России проводились разл. благотворит. обществами, частными и обществ. организациями. Из гос. Л. наиболее значительными были: Л. 1892 – с целью оказания помощи пострадавшим от неурожая, Л. 1914 – с целью оказания помощи пострадавшим от войны. В быв. СССР в первые годы обществ. организациями и местными органами проводились простые Л. для привлечения средств на культурно-просветительские мероприятия. С 1925 по 1929 Детской комиссией при ВЦИК проводилась всесоюзная Л., в это же время широко распространены были Л., организуемые разл. добровольными обществами: Красного креста и Красного полумесяца, Обществом спасения на водах (ОСВОД); Обществом содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), Автодором и др. В 1941–45 для сбора средств на оборону страны Наркомфин СССР провел 4 государственные Л. К Всемирному фестивалю молодежи в 1957 Комитетом молодежных организаций СССР в 1956 была проведена одноименная Л. В союзных республиках, начиная с 1958, проводились Л. с зачислением средств в республиканские бюджеты. С 1966 Л. проводились Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) СССР; с 1970 – Комитетом по физической культуре и спорту при СМ СССР: тиражные Л. «6 из 49» (с 1975 «5 из 35»), с 1976 – мгновенные олимпийские Л. «Спринт». После 1991 эти Л. перестали проводиться. В РФ Л. могут устраивать органы местного самоуправления, разл. благотворит. обществ. организации, субъекты РФ и федеральные органы власти. В др. странах обществ. и коммерч. оргции, а также муниципалитеты и гос-во (напр., в Италии и Франции) широко практикуют проведение разнообразных Л., в т.ч. с целью пополнения государственного бюджета
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.